История и стили советских татуировок (немного текста + фото).

История и стили советских татуировок (немного текста + фото).

Татуировку советского времени зачастую отождествляют с тюремными наколками — что не далеко от истины, если мы начнем говорить о процентном соотношении.

При этом не следует забывать, что советская татуировка это не только татуировка тюремная — хотя по большому счету любая татуировка воспринималась в то время через эту призму — такой сильной была связь ее с криминальным миром — и оттого порицалась. Сильно татуированных людей могли и сослать из центральных районов города, свежую татуировку в некоторых военных частях могли заставить свести не самыми приятными для описания способами. Это, впрочем, не останавливало делать татуировки не только криминальные персонажи — в различное время их делали моряки, военные, футбольные фанаты, музыканты, да и просто романтичные подростки.

У советской татуировки было множество жанров — но при этом у всех этих жанров были схожие стилистические особенности. Они вытекали из объективных причин — железный занавес и отсутствие минимального оборудования. Другими словами, увидеть мировые тренды в татуировке можно было только на фотографиях в рок-звезд в запрещенных журналах, а собирать машинки и разводить краску приходилось из подручных средств — канцелярской туши или жженого каблука. Такие рисунки имели характерный цвет и расплывались со временем, что до сих пор влияло на предрассудки у многих против тату.

История советской татуировки

Soviet tatoos 5
Макс Чирик и Face-Tattooed Club Bibirevo

В последние годы дореволюционной России татуировка переживает ренессанс — и тому было сразу несколько причин. Следует заметить, что ту же тенденцию можно проследить во всем мире — и пожалуй, только сейчас татуировка стала столь же популярна, что в начале прошлого века. На популярность татуировки в России в те годы повлияли интенсивные отношения с Японией — оттуда драконов на себе привезла вся высшая аристократия, включая даже Николая Второго и великого князя Михаила Александровича. Как своеобразный итог, в 1905-м году появляется первый письменный запрос на открытие тату-студии.

Татуировками увлекаются не только верхние чины аристократии — с конца 19 века начинает формироваться так называемое «воровское сообщество» с собственным языком рисунков на теле. После революции обе категории основных потребителей татуировки подвергаются гонениям — и татуировка после Октябрьской революции попадает в разряд вредоносных пережитков царского режима. Один из самых известных узаконенных запретов на татуировки, грозивший тюремным заключением, относятся к периоду 1937-39 г.г. В последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России не прописан столь явно, но татуировки по-прежнему осуждаются и тесно связываются с криминальным сообществом. Послабление в отношении татуировок происходит в период Великой Отечественной Войны — и после: их начинают делать все больше и больше людей.

С конца 19 века начинает формироваться так называемое «воровское сообщество» с собственным языком рисунков на теле.

В хрущевское время татуировки начинают мелькать в кино — появляется культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа». Татуировка становится популярна, но эта популярность не идет ей на пользу — она еще сильнее связывается с криминальным миром. Ситуация практически не меняется до 80-х, и татуировка продолжает оставаться уделом заключенных, военных и моряков.

Татуировка придет в субкультуру только в 80-х — хотя первые рокеры, битники и футбольные болельщики начинают себе что-то колоть еще в 70-е годы. В 80-е субкультура начинает стремительно развиваться — появляются первые татуировщики из музыкальной среды, начинаются первые эксперименты в этой области. Татуировка захватывает все более широкую аудиторию — появляются первые цветные татуировки, всё больше людей рок-подполья делают себе татуировки.

К началу 90-х татуировка бурно развивается, открываются первые студии, а весной 1995 года в московском клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция, одному из участников которой татуировщик Филипп Лью разрисует лицо так, что он попадет в мировой календарь «Heavy tattooed man of the world». У мастеров появляются первые машинки и чернила — хотя эксперименты в этой области будут продолжаться еще довольно долго.

Армейская татуировка

советские татуировки
Расцвет армейской или военной татуировки случился во время Второй Мировой, а позднее такая татуировка стала одной из самых распространенных в СССР. Тем не менее нельзя сказать, что эта татуировка была хоть в какой-то мере легализована. Татуировка на службе приравнивалась к «членовредительствам», и прапорщики должны были отслеживать подобные случаи, а в идеале не допускать их. При этом общее правило было таково — чем сложнее были условия прохождения службы, тем проще там относились к татуировкам: в опасных условиях прохождения службы были другие, более важные поводы для беспокойства.

Традиционные рисунки в армейской татуировке выглядят довольно просто и должны были нести прежде всего функциональную роль: рассказывать о владельце где, когда и как он служил. На татуировках можно было увидеть группу крови (особенно популярно стало это во время войны в Афганистане), изображение рода войск, годов службы, части — или символики, эмблемы войск или принадлежности к военной специальности — корабль, парашют, самолет, флаг. В каждой части существует своя традиция татуировок, хотя, традиции не запрещали небольших отступлений вроде обнаженных женщин.

Чем сложнее были условия
прохождения службы,
тем проще там относились
к татуировкам.

Татуировки моряков

Soviet tatoos 6
У моряков в СССР было исключительное и негласное право на татуировку. Прежде всего это были, конечно же, простые и символичные рисунки — якори, чайки и остальная морская атрибутика. Именно моряки привозили на себе татуировки со всего мира — или татуировки, хотя бы напоминающие иностранные. Классическим примером морских татуировок станет тот самый фильм «Сережа», где капитан на пляже снимает китель, а на нем множество кривых рисунков — морское чудовище, русалка, фехтующие морячки, и птички с короной и надписью «Нюра».

Тюремная татуировка

Soviet tatoos 8

Подробно о тюремных татуировках и их значениях мы уже не раз писали. Количество таких татуировок просто поражает. По воспоминаниях ветерана Отечественной войны и ветерана МВД России Аркадия Бронникова, в СССР было примерно 25-30 миллионов татированных заключенных, начиная с 60-х и до 90-х годов.

У советской тюремной татуировки есть свои символы для того, чтобы отмечать сроки заключения, характер преступления, даже какие-то личные черты. Но из-за массового характера она многократно усложняется — и становится удивительно подробным языком с огромным количеством знаков. После развала Советского Союза свет увидело множество тюремных архивов офицеров-криминалистов — Бронникова, Болдаева, Дубягина, изучавших татуировки заключенных многие годы. Самый знаменитый архив — Данцига Болдаева, насчитывающий 3000 татуировок опубликовало издание Fuel в виде трехтомника Russian Criminal Tattoo.

«Россия долгое время жила в изоляции, и в результате все в ней от политики до искусства пошло своеобразным путем, начало развиваться по своему, — рассказывает издатель книги Russian Criminal Tattoo, Дэймон Мюррей. – Татуировки российского преступного мира в этом смысле — очень характерный пример».

«Россия — страна, где примерно каждый третий прошел через лагерь в советское время. «Отцы» в Кремле знали цену бесплатной рабочей силы. Так что не удивительно, что наша семья прошла через советскую тюремную систему. Неудивительно также и то, сколько тюремных татуировок мы видели на пляже. Я очень хорошо помню, как рассматривал их ребенком — изображения икон, церквей, чертов и кошек. Я был поражен, мне, должно быть было 7 или 8, и я даже не знал, что это были тюремные татуировки — и я даже как-то позабыл о них, пока не вышла книга Russian Criminal Tattoo. По-русски они назывались просто — «наколки»».

РОМАН БЕЛЕНКИ
татуировщик и дизайнер

Дворовая татуировка

Soviet tatoos 2

Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов — попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовая татуировка еще долго не будет связываться с субкультурой — татуировку здесь будут делать романтичные персонажи или бунтующие подростки. Как вспоминает Михаил Бастер, «еще в начале 80-х во дворе какие-то умельцы за стакан вермута кололи парусник одному знакомцу, отчаянному фанату Iron Maiden и Motӧrhead, — точно не из-за увлечения уголовной романтикой».

Субкультуры

Soviet tatoos 4

В 1980-х в советском союзе складываются субкультуры с выдержанным стилем — байкеры, панки и рокеры, в меньшей степени сюда же относятся и футбольные болельщики. Татуировка становится важным маркером принадлежности к субкультурной среде — у каждой группы появляется свой татуировщик, а у каждой из субкультур постепенно вырабатывается свой стиль. Для субкультурных татуировок оказываются важными два момента: во-первых, они противостоят — и часто даже вступают в открытый конфликт с тюремными татуировками. Во-вторых, субкультурная татуировка изобретает цвет — и тем самым еще сильнее противопоставляет себя татуировке тюремной.

«Постепенно у татуировщиков вырабатывался почерк, у субкультур — стили татуировок. Метало-рокеры, изначально предпочитавшие наносить изображения конфедератских флагов, постепенно съезжали в черепно-мозговую тему и сюжеты, как в песне «Коррозии металла» «Смерть с косой идет за колбасой». Процесс в субкультурной среде развивался стремительно — перемещающиеся между городами подростки обменивались информацией, переезжали и сами оседали в других городах.

Наша история рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, конечно, имеет свою специфику, потому что она разворачивалась с задержкой на два десятилетия. Как человек, плотно соприкоснувшийся с этими чудачествами во второй половине 80-х, могу сказать, что мы многое получили с Запада в готовом виде, хотя информация просачивалась по крупицам — через иностранные журналы и кадры с видеокассет.

Сейчас уже можно не кривить душой и признать, что не то что с татуировками, а даже с одеждой у многих музыкантов 1980-х были проблемы. Впрочем, личности, на которых присутствовали какие-то «клейма» небольшого размера или надписи на иностранных языках, были. Помню татуировки у Ника Рок-н-Ролла, у покойного Гриши Сологуба («Странные игры»), у ребят из питерской хеви-металлической группы «Фронт». В Питере татуировок было больше: там существовала группа лиц, лавировавшая между панк- и рокабилльной эстетиками, практически вся ныне покойная, — Вилли, Слава Книзель, Юра Скандалист. В Москве тоже были отчаянные персонажи, окунувшиеся в тату-эстетику с головой, — например, бас-гитарист ВИА тяжелого звучания «Мафия» Максим Чирик, который еще в 1984 году сделал себе надпись на лбу HMR, что означало Heavy Metal Rock. По тем временам это была серьезная заявка на асоциальность — иностранные надписи раздражали милиционеров, начитавшихся методичек и невесть что навыдумывавших по поводу молодежных субкультур.

А времена были непростые — середина 1980-х, тотальный дефицит многих товаров народного потребления. На московских полках в какой-то момент не оказалось не только красок, но и туши — ленинградской, завода «Колибри», которой делали татуировки цветом — черным, синим, красным и слегка зеленым. Цвет — это было крайне важно, поскольку татуировки новой культуры должны были отличаться от татуировок ранее существовавшей — криминальной. Уголовники работали «жженкой» — краской, полученной из жженой резины и мочи, которая использовалась как антисептик»

Soviet tatoos 3

«Ну, где-то в году 82-ом, мне тогда 14 лет было. И был я таким нормальным советским пареньком, которому друзья-подонки взяли и спящему набили на лице автографов… А потом как в фильме о мальчике Сереже, начали ставить точки/крестики. Потом, собственно, надписи культовые, типа «ХэМэРэ» пошли, которые писались подростками повсеместно на остановках. Сначала полоски какие-то рисовали, а потом решили, что даблью круче. Но, все-таки, первая осмысленная татуха была про «хеви метал».

К середине 80-х и позднее когда начался видеобум, до подростковой среды докатились видеофильмы «Улицы в огне», «Таксист», «Мэд Макс», «Разборки в Малом Токио», когда появилась ориентированность на татуировки как субкультурную атрибутику. Вскоре в крупных городах уже имелось достаточное количество молодежи, о чьих татуировках уголовники пренебрежительно отзывались как о бессмысленных портачках. Но их становилось все больше и больше. И в какой-то момент появились первые цветные изображения, что окончательно определило иное развитие этого направления социального маркирования».
— МАКС ЧИРИК

Итоги

Soviet tatoos 7

Оценивать итоги советского времени непросто — с одной стороны, татуировка прошла долгий путь, с другой — кажется, что она топталась на месте. В советском союзе возник уникальный язык тюремных татуировок, который вызывает восхищение у лучших мировых мастеров — но при этом трудно воспринимать тюремную татуировку, как хоть сколько-нибудь искусство.

Татуировка в советское время в принципе лишена права относиться к искусству — «портаки», «наколки» и т.д. несут в себе множество разных целей и смыслов кроме одного, первичного для татуировки — украшать тело. И корни у этого феномена, наверное, глубже, чем просто гонения и запреты — татуировка всю свою историю развивается как подпольное искусство, и в одной из наших статей мы перечислили только несколько из этих запретов.

Тот факт, что татуировка в советское время не приобретает своей декоративности и эстетики, связан скорее с общей системой советских ценностей, в которой бытует пренебрежение мещанством и осуждение излишней заботы о внешнем виде — той системы ценнностей, результаты которой мы до сих пор пытаемся преодолеть. Смена этой парадигмы случается в самом конце советского времени — и именно в эту эпоху и появляются первые мастера с собственным почерком, которые будут определять татуировку в раннее постсоветское время.

Татуировка в советское время пребывает в тотальной изоляции и удивительным образом существует полностью без инструментария и контекста, развиваясь как своеобразная вещь в себе. Каждый, кто занимается татуировкой, вынужден изобретать собственную америку — смешивать красящую смесь, собирать машинки разных моделей. Советская татуировка проходит под грифом экспериментальной — но такой она будет оставаться еще долгие перестроечные годы. Об этом мы собираемся рассказать в следующей статье.


Deprecated: Automatic conversion of false to array is deprecated in /home/office02/officeplankton.com.ua/www/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 90

Deprecated: Automatic conversion of false to array is deprecated in /home/office02/officeplankton.com.ua/www/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1139
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Анекдоты

Иранец, который не мылся 60 лет. (Фото)

Тебе также понравится

Болтовня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

// Social icons // Facebook // VKontakte // Odnoklassniki // Twitter // Instagram // YouTube // Telegram // Search form icon (zoom icon) // Footer WordPress icon // Arrow icon // Edit icon // Rate icon